Суббота, 11.05.2024, 13:38
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июнь » 3 » Детская лекарственная форма это. 1. 1 Определение лекарственных форм для детей 6
06:20

Детская лекарственная форма это. 1. 1 Определение лекарственных форм для детей 6






ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 5

1.1 Определение лекарственных форм для детей 6

1.2 Особенности детского организма в педиатрической практике 6

1.3. Определение биофармацевтической оценки и биофармации 9

1.4 Требования к разрабатываемым лекарственным формам для детей 10

1.5 Лекарственные формы для детей: их составы и технология. 12

1.5.1 Жидкие лекарственные формы 12

1.5.2 Ректальные лекарственные формы для детей 16

1.5.3 Мягкие лекарственные формы 20

1.5.4 Твердые лекарственные формы 22

1.6 Современное состояние детских лекарственных форм и их стандартизация 24

1.7 Правила дозирования лекарственных средств для детей 25

1.8 Современные проблемы технологии лекарственных форм для детей 25

^ ГЛАВА II. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 27

Биофармацевтическая оценка ректальных лекарственных форм для детей, содержащих парацетамол 28

ВЫВОДЫ 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32


ВВЕДЕНИЕ

Лекарственная форма — придаваемое лекарственному средству или лекарственному растительному сырью, удобное для применения состояние, при котором достигается необходимый лечебный эффект.

^ Лекарственный препарат — дозированное лекарственное средство в определённой лекарственной форме (в формулировке Министерства здравоохранения Российской Федерации). [1]

Безопасность и эффективность – главные требования ко всем без исключения лекарственным препаратам. Но когда речь идет о препаратах для детей дополнительно возникает ряд особых требований, продиктованных отличиями детского организма от организма взрослого человека. [2]

Поэтому целью данной выпускной работы служит определение положения детских лекарственных форм в фармацевтическом производстве и их биофармацевтическая оценка.

Из цели вытекают соответствующие задачи:

  1. Дать современное определение детским лекарственным формам;

  2. Объяснить особенности детского организма, которые служат основой для соблюдения особой осторожности при изготовлении детских лекарственных форм;

  3. Дать определение биофармацевтической оценки и биофармации;

  4. Привести развернутую классификацию существующих детских лекарственных форм как экстемпорального производства, так и готовых лекарственных форм.

  5. Рассказать основные принципы дозирования лекарственных препаратов для детей;

  6. Привести примеры особенностей детских лекарственных форм;

  7. Дать подробную биофармацевтическую оценку детским лекарственным формам, опираясь на труды известных деятелей фармации в этой области;

  8. Провести биофармацевтический анализ состава готовых лекарственных форм в виде суппозиториев для детей жаропонижающего действия.

Хотя детские лекарственные формы и выделяют в отдельную группу возрастных лекарственных форм, однако говорить о том, что существуют взрослые и детские лекарственные формы неправильно. Есть целесообразность, необходимость и логическая оправданность использования того или иного препарата. Различия между взрослыми и детскими лекарственными препаратами, в основном, состоят в формах выпуска и дозировках препарата. [2]

Однако это ни в коем случае не отменяет актуальность проблемы детских лекарственных форм. Особенно это относится к тем лекарственным препаратам, которые отпускаются без рецепта врача. Провизор, отпуская подобный препарат, обязан уведомить покупателя о возможности передозировки ввиду особенностей строения детского организма.

Давая здравую биофармацевтическую оценку имеющимся в арсенале аптеки детским лекарственным формам, возможно предупредить тяжкие последствия приема этих препаратов.

Особое внимание среди детских лекарственных форм уделяется жаропонижающим средствам, антиаллергическим, антибиотикам и другим химиотерапевтическим препаратам, препаратам для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и осложнений нервной системы.

Данная выпускная работа направлена на поиски теоретического обоснования важности современных проблем биофармацевтической оценки детских лекарственных форм.

^ ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1 Определение лекарственных форм для детей

К лекарственным формам для детей относятся лекарственные средства в соответствующей возрастной дозировке, имеющие скорригированный вкус, необходимую эффективность действия и удобную для применения упаковку.

Производство лекарственных форм для детей в развитых странах мира осуществляется десятками фирм, а их номенклатура в фармацевтической практике отдельных государств достигает сотни наименовании.

Ведущие места по производству лекарственных форм для детей в мире занимает Франция (55 фирм выпускают 102 препарата), США, Англия, Германия. Во Франции имеется специализированный отдел, производящий лекарственные препараты для грудных детей.

Проблема создания лекарственных форм для детей, выдвинутая Всемирной Организацией здравоохранения (ВОЗ), является актуальной и своевременной, так как особенности физиологических и биохимических процессов организма ребенка свидетельствуют о том, что половинная доза лекарства, предназначенная взрослому, не может быть адекватной для ребенка. Таким образом, недопустимо рекомендовать прием лекарственных препаратов чайными ложками или 1/4 таблетка. [3]

^ 1.2 Особенности детского организма в педиатрической практике

Психологические, анатомо-физиологические, биохимические особенности новорожденных и грудных детей требуют качественно иного подхода в технологии лекарственных форм.

Реакция развивающегося организма на различные раздражители, в том числе и лекарственные вещества, резко отличаются от реакции взрослого человека. У новорожденных детей не все системы достаточно развиты, так как многочисленные обменные процессы только устанавливаются в первые 3 месяца жизни. У грудных детей соотношение между объемом внеклеточной жидкости и массой тела другое, чем в взрослых людей. Содержание воды в организме младенца составляет 74,7%, взрослого – 58,5%, суточный обмен внеклеточной жидкости – 5,6 и 14% соответственно. Новорожденный делает 40—60 дыхательных движений в минуту, взрослый — 15—18; пульс у новорожденного 140, у взрослого 70—80; полный оборот крови у новорожденного составляет 12 с, а у взрослого — 22 с. [4]

Особенности строения детского организма способствуют быстрому попаданию лекарственного вещества во внеклеточную жидкость и быстрому его выведению из нее. У новорожденных отмечается проницаемость ряда лекарственных веществ через гематоэнцефалический барьер. У детей иные уровни всасывания, метаболизма и выведения лекарственных веществ. Печень новорожденного извлекает меньше лекарственных веществ из кровяного русла и в меньшей степени задерживает их в своих клетках. Выделение лекарственных веществ происходит значительно медленнее из-за несовершенства клубочковой фильтрации и канальцевой секреции в почках. Поэтому при лечении больного новорожденного различие между низкими неэффективными и токсическими дозами незначительно. Недоразвитие ферментных и гормональных систем ребенка существенно влияет на биотрансформацию лекарственного вещества. Отмечается понижение степени связывания лекарственных веществ белками плазмы, вследствие этого высока их концентрация в крови, в органах и тканях. При всасывании лекарственных веществ из желудочно-кишечного тракта большое значение имеет рН желудочного сока. Ребенок рождается со значением рН желудочного сока равным 8,0; в течение нескольких часов происходит его снижение до 3,0-1,0. В первые 10 дней жизни секреция кислоты быстро пападает и на 1 месяце жизни при высоте пищеварения рН сока составляет 5,8. [5]

Понимание особенностей фармакокинетики позволяет оптимизировать фармакотерапию в отношении каждого новорожденного или ребенка до 1 года и не ограничиваться механическим пересчетом доз в зависимости от возраста. Детский организм в силу незаконченного формирования очень чувствителен к микроорганизмам, которые могут находиться и в лекарственных препаратах. Микробная контаминация лекарственных форм делает их чрезвычайно опасными для организма в отношении развития инфекции. Нередко возникает пирогенная реакция организма в ответ на введение лекарственных препаратов, контаминированных микроорганизмами. Кожа новорожденного ребенка ранима, обладает высокой всасывающей способностью, что увеличивает возможность резорбтивного действия лекарственных веществ. В результате возникает определенная опасность для организма новорожденного, защитная реакция которого значительно ниже, чем у взрослого. Все это свидетельствует о необходимости ответственного подхода к использованию лекарственных средств для новорожденных и детей 1 года жизни.

Дети очень чувствительны к сульфаниламидам, склонны к аллергическим реакциям, судорожным состояниям, плохо пере­носят боль, слишком яркий свет, горькое. Боль для ребенка — тяжелая нервно-психическая травма, которая сводит к минимуму фармакотерапевтический эффект лекарства. [6]
Вкусовые восприятия детей, особенно в первые годы жизни, отличаются определенной направленностью – горькое, неприятное на вкус вызывает у детей отрицательные эмоции, поэтому получение, выбор, назначение лекарств в детском возрасте являются весьма ответственными, нередко решающимися моментами успешной фармакотерапии. Следует отметить, что в настоящее время необходимость в наличии специальных детских лекарственных форм максимально учитывающих психо-физические особенности детского организма признается большинством исследователей.


Общедоступность в детской практике жидких лекарственных форм объясняется как биофармацевтическими аспектами, связанными с равномерностью и скоростью всасывания лекарственных веществ, так и удобством, простотой, безболезненностью и безопасностью их применения. [4]

^ 1.3. Определение биофармацевтической оценки и биофармации

Биофармация — раздел фармации, изучающий влияние физико-химических свойств, особенностей лекарственной формы и технологии приготовления лекарств на биологическое действие лекарственных веществ. [7]

Ошибочно смешивать это понятие с близким по звучанию понятием "биофармакология", которая, являясь разделом фармакологии, занимается препаратами биологического и биотехнологического происхождения.

В биофармации выделяют не менее пяти биофармацевтических факторов:

  • химическая модификация препарата, т.е. соль, кислота, наличие эфирной связи, комплексное соединение),

  • физико-химическое состояние лекарственного вещества (форма кристалла, размеры частиц, наличие заряда на поверхности, полиморфизм),

  • вспомогательные вещества, их природа и количество,

  • вид лекарственной формы и пути введения,

  • фармацевтическая технология (влажное или иное гранулирование и т.д.).

Биофармацию рассматривают в комплексе с фармакокинетикой и фармакодинамикой [8].

Изучение биофармации определенной лекарственной формы с помощью методов биофармацевтического анализа позволяет понять метаболизм лекарственных веществ (их биотрансформацию).

Биофармация изучает влияние фармацевтических факторов на терапевтическую эффективность лекарств. Биологическая доступность лекарственных средств определяется количеством лекарственного вещества, достигшего системного кровотока. Предпосылкой к возникновению биофармации как науки стали многочисленные факты терапевтической неэквивалентности одной и той же дозы лекарственного вещества. Биологическая эквивалентность лекарственных препаратов это сравнение биологической доступности синонимических препаратов. [4]

^ 1.4 Требования к разрабатываемым лекарственным формам для детей

На современном этапе развития технологии лекарственных форм для детей научный поиск в этой области направлен в первую очередь на получение лекарств, при назначении которых обеспечивается максимальное щажение психики ребенка. Исследователи разрабатывают специальные пероральные лекарственные формы с улучшенным вкусом, а также лекарственные формы, способные заменить инъекции. Этим качеством, а также наибольшей физиологической доступностью в терапии детского возраста отвечают жидкие, ректальные, капсулированные лекарственные формы. [9]

Лекарственная форма для детей подбирается учетом возраста ребенка; большинство лекарств разрабатывается для приема внутрь; для детей дошкольного возраста рекомендуют преимущественно жидкие формы (сиропы, растворы, суспензии, эмульсии, эликсиры, взвеси, полоскания, растворимые таблетки, гранулы для последующего растворения, капли);

Для детей школьного возраста, кроме указанных лекарственных форм, разрабатываются также таблетки, драже, капсулы, гранулы, ректальные лекарственные формы в соответствующих возрастных дозировках.

Для детей до трех лет не следует выпускать лекарства в виде таблеток или драже, особенно вкусных и ярко окрашенных, привлекательного вида, напоминающих кондитерские изделия.

Все лекарственные формы для новорожденных и детей первого года жизни выпускаются стерильными. Пределы количественного содержания микроорганизмов устанавливают НТД. Они имеют свои особенности и специальные обозначения, отличающих их по количественному содержанию в аналогичных формах биологически активных веществ, форме выпуска, окраске, характеру упаковки и другим параметрам.

При создании лекарственных форм для детей используются только безвредные вспомогательные вещества, преимущественно натуральные продукты. Их количество должно быть обоснованным, обеспечивать оптимальный терапевтический эффект и стабильность лекарства. Для окраски следует применять натуральные красители, безвредные в медицинской практике. Корригирующие вещества должны придавать лекарству приятный легкий вкус и запах и не снижать его активности и стабильности. Однако в нем должно находиться как можно меньше химических веществ.

Объем жидкости, содержащей лекарства, не должен быть слишком большим – 2,5 – 10 мл, то есть достаточное количество для минимального курса лечения. Также необходимо создавать лекарственные формы для детей пролонгированного действия.

В случае несовместимости или неудовлетворительной совместимости ингредиентов, создают так называемые упаковки «смешения». Лекарственные вещества хранятся в нем отдельно от раствора корригента и их смешивают непосредственно перед употреблением. Кроме этого, создаются концентраты – порошков и гранул, к которым перед применением прибавляется вода.

Для точности дозирования лекарственных препаратов следует использовать специальные дозирующие устройства (ложки-дозаторы, мензурки, капельницы, пипетки и др.). Упаковка с лекарством должна быть с защитным устройством, позволяющим открывать ее только взрослому.

Для растворов, содержащих сильнодействующие вещества, рекомендуют добавлять капли, прилагаемые в упаковке со специальным дозирующим устройством.

При разработке таблеток и драже для детей следует стремиться к их наименьшему размеру (от 3-4 мм в диаметре и ниже) и двояковыпуклой форме.

В настоящее время необходимо шире разрабатывать ректальные лекарственные формы для детей – свечи, микроклизмы, аэрозоли, ректиоли, капсулы, мази и др. [10]

^ 1.5 Лекарственные формы для детей: их составы и технология.

1.5.1 Жидкие лекарственные формы

Все виды жидких пероральных лекарственных форм (растворы, микстуры, капли, настои, отвары, суспензии, эмульсии) широко применяются в детской практике. Такая популярность их объясняется помимо биофармацевтических аспектов, связанных с равномерностью и скоростью всасывания лекарственных веществ, их распределением и выведением, также исключением болезненности при приеме лекарства, точностью дозирования. Но в жидких лекарственных формах, как ни в одной другой форме, проявляются такие свойства препарата, как вкус, запах, которые нередко являются причиной многих осложнений при фармакотерапии. На устранение неприятного вкуса и запаха, придание лекарству привлекательного внешнего вида направлено сейчас внимание исследователей многих стран. В создании лекарств с улучшенным вкусом и состоит одна из специфических особенностей жидких лекарственных форм для детей.

Другой особенностью является подбор растворителей и вспомогательных веществ, применяемых для приготовления жидкой лекарственной формы. В настоящее время, жидкие лекарственные формы для детей, как правило, изготавливаются при помощи тех же веществ, что и лекарственные формы для взрослых. В то же время возрастная фармакология диктует необходимость выбора суспендирующих, эмульгирующих агентов и других наполнителей с учетом специфики детского организма.

Попадая в кишечник ребенка жидкие лекарства распространяются по большей площади слизистой и лучше ею всасываются. Суспензии и лекарственные сиропы, однако, таят в себе немалую опасность. Поскольку они довольно вкусные, дети стремятся выпить их побольше. Случается, что ребенок, незаметно для родителей, проглатывает за один раз весь пузырек понравившегося ему лекарства.

Капли, содержащие спирт, назначаются лишь детям, вышедшим из грудного возраста. В таком виде, помимо травяных настоек, выпускаются некоторые отхаркивающие средства. Например, бромгексин. Капли надо разводить в охлажденной кипяченой воде настолько, чтобы не чувствовался горький спиртовой вкус. Это не помешает их лечебному действию.

Рассмотрим такие жидкие лекарственные формы для детей, как сиропы, эликсиры, взвеси, полоскания и инъекционные и инфузионные растворы. [11,12]
Сиропы - самая удобная пероральная лекарственная формав детской практике. Традиционные сиропы, применяемые впедиатрии, представляют собой концентрированные раствор. сахара, к которым добавлены соответствующие лекарственны* препараты и ароматизаторы. Основы сиропов представлю, растворами сахарозы, многоатомных спиртов или их сочетаний. В составы основ может входить этанол (до 10%) как растворитель для лекарственных веществ или ароматизаторов. С целью подавления роста микроорганизмов к сиропам добавляют консерванты.

Основные требования к сиропам: приятные вкусовые ощущения и привлекательный внешний вид. Ниже приводятся составы и технология некоторых лекарственных сиропов, применяемых в педиатрии.

^ Гематиновый сироп. Состав: цианокоболамина — 0,041 г; кислоты аскорбиновой — 20,0 г; железа глюконата — 17,0 г; ароматизатора и натрия цитрата — достаточное количество; раствора сорбита — до 1 д. Приготовление: железа глюконат растворяют в растворе сорбита при температуре 70 ^С. Затем смесь охлаждают до комнатной температуры, после чего к ней добавляют цианокоболамин и ароматизатор. Раствор доводят натрия цитратом до рН 4,0, фильтруют, стандартизуют, фасуют и упаковывают.

^ Сироп с сульфатом железа. Состав: железа сульфата »•- 135,0 г кислоты лимонной — 12,0 г; раствора сорбита - 350,0 мл; глипери на — 50,0 мл; натрия бензоата — 1,01; ароматизатора — достаточное количество; воды — до 1 л.

Приготовление: железа сульфат и натрия бензоат растворяют в 400 мл воды и смешивают с раствором сорбита, глицерином я лимонной кислотой, растворенной в 50,0 мл воды. К полученному раствору добавляют ароматизатор и воду до 1000 мл.

^ Сироп с пиперазина адипинатом. Состав: пиперазина адипината – 5,0 г; кислоты лимонной – 2,0 г; сахарного сиропа – 72,5 г; натрия бензоата – 0,1 г; воды очищенной – 20 мл. Это прозрачная жидкость слабо-желтого цвета, кисло-сладкого вкуса, без запаха. Применяют при энтеробиозе у детей.
Эликсиры – подслащенные и ароматизировнные водно-спиртовые системы, содержащие многоатомные спирты и активные ингредиенты. Наиболее оптимальная концентрация сахарозы или сорбита в эликсире – 40%. В качестве растворителя в их составы может входить этиловый спирт от 20 до 30% (более высокая его концентрация снижает растворимость сорбита), а в качестве солюбилизатора (для малорастворимых активных ингредиентов и ароматизаторов) применяется Твин-80 (при этом количество спирта уменьшают).

^ Фенобарбиталовый эликсир. Состав: фенобарбитала – 4,0 г; апельсинового масла - 0,25 мл; раствора амаранта - 10,0 мл - спирта этилового — 200,0 мл; глицерина - 100,0 мл; сахарного сиропа — 600,0 мл; воды — до 1 л. Приготовление: фенобарбитал растворяют в спирте, добавляют глицерин, апельсиновое масло, сахарный сироп и раствор амаранта. Все перемешивают и добавляют остальную воду. Полученный раствор фильтруют.

Взвеси — препараты, в которых тонко измельченное вещество диспергировано в жидком подслащенном носителе (практически это суспензии). В качестве загустителей в них применяются: сахароза, сорбит, натрий КМЦ, пектины. Так, введение 5—10% сорбита предотвращает тенденцию коагулировать или флоккулиро­вать взвеси гидроокисей алюминия и магния (антацидные средства) при хранении, даже после замораживания и оттаивания. Введение ПАВ от ОД до 0,5% (твин-80, полисорбат-80) позволяет сократить время смачивания дисперсной фазы.

Полоскания — жидкие оральные препараты для полости рта, содержащие вяжущие, антисептические или бактерицидные вещества.

Используемые ингредиенты создают смягчающее ощущение во рту и частичный охлаждающий эффект. В полоскания включают, как правило, ПАВ, эфирные масла и ароматические вещества. Например, состав для полоскания: цетилпиридиния хлорида – 1,0; кислоты лимонной – 1,0 г; масла мятного – 0,75 мл; масла эвкалиптового – 0,25 мл; масла гвоздичного – 0,5 мл; твина-60 (или другого) – 3,0 г; спирта этилового – 100 мл; натрия сахарината – 0,4 г; красителя – достаточное количество; раствора сорбита – 200 мл; воды – до 1000 мл.

Приготовление: в воде растворяют цетилпиридиния хлорид, лимонную кислоту, натрия сахаринат. К твину-60 добавляют масла, медленно приливают спирт и перемешивают. Полученные растворы смешивают, добавляют сахарный сироп (или раствор сорбита), краситель и остальную воду.

Инъекционные и ингаляционные лекарственные формыразрабатываются в нескольких возрастных дозировках, со сниженной концентрацией действующих веществ. Ингаляционные лекарства в виде аэрозолей рекомендуются к применению детям только старше 5 лет.

Капли для глаз, ушей и носа не должны оказывать раздражающего действия и содержать оптимальную концентрацию действующих веществ. Они должны обеспечивать надежный пролонгированный эффект и иметь приятный запах. [10]

^ 1.5.2 Ректальные лекарственные формы для детей

Ректальные лекарственные формы для детей разрабатываются в виде суппозиториев, ректальных мягких желатиновых капсул микроклизм, ректальных мазей, пенных аэрозолей. Они также должны иметь несколько возрастных дозировок. [10]

Ректальные лекарственные формы имеют большое значение в педиатрии. В них удачно сочетаются свойства перорального и парентерального способа введения препарата. Важность назначения препаратов, разрушающихся пищеварительными соками, значительное снижение уровня аллергических реакций, быстрота терапевтического эффекта, простота и безболезненность применения ставят терапию посредством ректальных лекарственных форм на ведущее место в педиатрии.

В настоящее время наиболее распространенными ректальными лекарственными формами являются клизмы, суппозитории, ректальные капсулы, ректальные мази. Все эти лекарственные формы объединяются способом назначения и отличаются друг от друга различной скоростью всасывания, давностью использования в медицине, сложностью технологических способов изготовления, а также рядом положительных и отрицательных свойств, проявляющихся в большей или меньшей степени у разных лекарственных форм. [12]

Ректальные лекарственные формы довольно удобно применять в детской практике. Однако для организма более естественно, чтобы лекарственные средства поступали через рот, а не через прямую кишку. Она весьма нежная у детей и недостаточно приспособлена для всасывания – они могут нарушить ее слизистую оболочку и привести к эрозии. Лекарственные компоненты ректальных лекарственных форм в значительно большей концентрации сразу попадают в кровь ребенка. Лечебный эффект возрастает, но при этом и увеличивается вероятность побочных действий. Ректальные лекарственные формы лучше использовать в тех случаях, когда слишком маленький ребенок не сможет проглотить лекарство и когда нужно, чтобы оно подействовало немедленно. [10]
Суппозитории – очень древняя лекарственная форма. Однако в педиатрии она получила широкое распространение только в 70-х гг. XX века.

В суппозиториях, как в лекарственных формах, сконцентрированы все преимущества, присущие ректальному способу введения лекарств:

  • быстрота всасывания,

  • удобство назначения,

  • возможность мягкого воздействия на общий и местный патологический процесс.

В суппозиториях можно совмещать лекарственные вещества с самыми разнообразными фармакологическими и физико-химическими свойствами.

Различают суппозитории общего и локального действия. Суппозитории общего действия рассчитаны на быстрое всасывание действующих ингредиентов. Это самая большая и все увеличивающаяся группа. Суппозитории местного действия применяют главным образом с целью воздействия препарата на тот или иной воспалительный процесс в rectum.

В форме детских суппозиториев широко применяются лекарственные вещества различных фармакологических групп: гормоны, витамины, антибиотики, сульфаниламиды, спазмолитики, анальгетики, антипиретики, транквилизаторы, противоаллергические препараты и др.

При несомненных ценных свойствах суппозитории как лекарственная форма имеют свои специфические недостатки:

  • относительно высокий расход формообразующего материала (основа),

  • необходимость строгого соблюдения условий хранения (температура среды, влажность);

  • четко выраженная зависимость процессов всасывания лекарственных веществ от их физико-химических свойств и природы основы;

  • трудности в варьировании дозировок лекарственных средств;

  • психологическая сторона вопроса: не все дети способны смириться с приемом этой лекарственной формы.

Недостатки суппозиториев как ректальной лекарственной формы и отсутствие суппозиторных основ, удовлетворяющих всем требованиям клиники и производства, привели исследователей к необходимости создания такой ректальной лекарственной формы, которая обладала бы преимуществами суппозиториев, но свойства которой в меньшей степени определялись бы природой основы. Такой лекарственной формой явились ректальные капсулы. [10, 13]

Ректальные капсулы представляют собой емкости заданных размеров, наполненные лекарственными веществами в виде порошков, растворов, суспензий, эмульсий.

В настоящее время в педиатрии широкое распространение получили желатиновые капсулы, оболочка которых состоит из смеси 64-70% желатина и 30-36% глицерина. Под влиянием влаги прямой кишки желатиновая оболочка набухает и разрывается. Чаще всего капсулы выпускаются в виде удлиненной капли. Безусловным достоинством этой лекарственной формы является возможность применения ее в странах с различными климатическими условиями. Эта лекарственная форма относительно независима от суппозиторных основ, все процессы ее производства механизированы, она удобна при транспортировке.

В педиатрии широкое применение нашли ректальные капсулы, содержащие антибиотики, анальгетики, антипиретики, транквилизаторы, седативные, спазмолитические, противовоспалительные вещества. Недостатком ректальных капсул является в первую очередь длительное растворение оболочки капсулы в прямой кишке (30 минут и более) в связи с небольшим содержанием слизи в rectum. Наличие в составе капсулы желатина может послужить основанием для несовместимости с рядом лекарственных веществ. Желатин является также хорошей средой для развития микроорганизмов.

Клизма как лекарственная форма существует очень давно. В детской практике широко пользовались водно-мыльными, водно-глицериновыми и масляными клизмами. В настоящее время в виде детских клизм прописывают ренгеноконтрастные вещества, спазмолитики, противосудорожные, анестизирующие, гормональные препараты.

Несмотря на высокую эффективность клизм в различных областях педиатрии существенными недостатками данной лекарственной формы являются необходимость определенной аппаратуры, подготовительного момента и экстемпорального характера рецептуры.

В последние годы в детской медицинской практики большое распространение получили лекарственные микроклизмы заводского изготовления в виде пластмассовых баллончиков емкостью 2-3 мл – так называемые ректиоли. Они рассчитаны на разовое использование и имеют несомненное преимущество перед клизмами. Сохраняя высокие резорбционные свойства, ректиоли имеют высокую точность дозирования лекарственных веществ, просты в применении. В виде ректиолей в настоящее время широко назначаются хлоралгидрат, производные пирозолонов, барбитураты, гормоны. Основным недостатком ректиолей является часто наблюдаемый процесс седиментации лекарственного вещества, вызванный недостаточной вязкостью растворителей или низкой степенью дисперсности ингредиентов.

Ректальные мази применяются в детской практике как с целью локального, так и резорбтивного действия. Весьма широко назначаются при нарушении дефекации у детей. Ректальные мази обычно выпускаются в тубах с наконечниками. [12]

^ 1.5.3 Мягкие лекарственные формы

Мягкие лекарственные формы занимают значительное место в арсенале лекарственных форм для детей и играют немаловажную роль в педиатрической практике. Наибольший интерес из них представляют капсулы и микрокапсулы.

Капсулы в настоящее время являются наиболее распространенной лекарственной формой после таблеток для приема внутрь. Применяются в основном желатиновые капсулы, при производстве которых используется только чистый желатин без добавления пластификаторов и без дальнейшего парафинирования. В зависимости от формы матриц выпускают овальные, продолговатые и круглые капсулы. Оболочка из желатина может быть прозрачной, окрашенной или светонепроницаемой.

Капсулы как лекарственная форма характеризуются целым рядом положительных свойств. Они защищают лекарственные вещества от механического воздействия, от света, воздуха. Больные хорошо переносят капсулы. Противопоказания к приему желатина не отмечены. Даже при тяжелых нарушениях секреции желудочного сока желатин, я вляясь натуральным продуктом, легко и быстро переваривается. Лекарственная форма имеет хороший внешний вид.

Приведенные достоинства капсул определяют ее перспективность для использования в педиатрии. Сейчас многие антибиотики, витамины, сульфаниламиды, слабительные, антигельминтные, противокашлевые средства выпускаются для детей в виде капсул.

Недостатки этой лекарственной формы связаны со свойствами желатина: с некоторыми лекарственными веществами он не совместим, при повышенной влажности меняет свои свойства и легко контаминируется микроорганизмами.

При необходимости капсулы можно раскрыть и нужную часть порошка размешать в воде. Но когда капсулы оказываются сплошь запаянными, нельзя нарушать их оболочку. Исключение составляет витамин Е, который часто выпускается в герметичных шариках. Их можно разрезать и выдавить содержимое. [11, 12]
Сравнительно недавно в медицинскую практику были введены микрокапсулы – капсулы микроскопических размеров от 5 до 5000 мк. Оболочка их состоит из полимера или биополимера.

Содержание микрокапсулы может быть газообразным, жидким или твердым и составляет от 75 до 99% от массы капсулы. В большинстве случаев микрокапсулы с жидкостями или газами имеют сферическую форму, тогда как форма капсул с твердыми лекарственными веществами приблизительно та же, что и частичек препарата. При несомненных достоинствах микрокапсул требуется большая специальная исследовательская работа по оценке полимеров, применяющихся для изготовления оболочки микрокапсул для детей. [10, 12]
Мази. Защитная функция кожи новорожденных детей несовершенна. Через тонкий роговой слой, сочный и рыхлый эпидермис при широко развитой сети кровеносных сосудов легко всасываются токсические вещества, микроорганизмы, в том числе и гноеродные бактерии. В липидный слой клеточных мембран по типу пассивного транспорта (без затраты энергии, в сторону меньшей концентрации) активно всасываются жирорастворимые вещества. Всасывание через кожу может вызвать токсический эффект. Известны данные о том, что всасывание глюкокортикоидов через кожу может вызвать угнетение функции коры надпочечников. Всасывание салицилатов, фенола и многих других лекарственных веществ может привести к тяжелым, нередко смертельным отравления. Опасно нанесение на кожу грудных детей присыпок и мазей, содержащих борную кислоту. Поэтому следует соблюдать осторожность и не вводить при разработке лекарственных препаратов в виде мази больших количеств раздражающих веществ, предупреждать родителей в случае их выписывания в составе прописи рецепта. Нельзя применять мази, контаминированные микроорганизмами. Изготовление мазей следует проводить строго в асептических условиях.

Приказом Минздрава России «О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеках» утверждены две прописи мазей для новорожденных: мази танина 1% и 5%

Обе мази эмульсированные, так как предполагается растворение танина в минимальном объеме воды очищенной, но мазь1% - на липофильной основе (вазелине), мазь 5% - на дифильной основе (эмульсионной).

Так же как в жидких лекарственных формах и порошках, не допускается изготовление суппозиториев и мазей с применением лекарственных веществ в виде таблеток. [7]

^ 1.5.4 Твердые лекарственные формы

К твердым лекарственным формам относят таблетки, порошки, которые не рекомендуют для лечения детей раннего возраста.

Особенностью лекарственных форм этой группы, предназначенных для детей старшего возраста, является, главным образом, возможность варьирования дозировок препарата.

Среди твердых лекарственных форм для педиатрической практики широкое распространение получили гранулы.

Гранулы — распространенная лекарственная форма для детей. В последние годы часто применяются также гранулированные порошки (гранулы). В них легче сбалансировать необходимые, в физиологическом отношении, лекарственные вещества. В отличие от суспензий, эмульсий и сиропов гранулы имеют ряд преимуществ:

  • не содержат воды и органических растворителей, что замедляет прохождение в них физико-химических и микробиоло­гических процессов;

  • предварительное растворение их перед употреблением исключает введение вспомогательных веществ, что упрощает технологию и экономит материалы;

  • возможность использования разовой упаковки снижает трудозатраты при хранении, транспортировке, имеет защиту от самовольного вскрытия детьми;

  • нет необходимости комплектовать упаковку с лекарственным средством дозирующим устройством, доза может регулиро­ваться количеством пакетиков на прием.

Гранулированная лекарственная форма очень удобна для экстемпорального приготовления сиропов, суспензий, гелей.

^ Гранулы этазол-натрия — гранулы розового цвета со специфическим запахом; выпускаются во флаконах по 60,0 г; 120,0 г или 240,0 г. Состав: этазол-натрия — 0,2 г; сахара — 5,745 г; руберозума — 0,01 г; натрия хлорида — 0,03 г; малиновой эссенции — 0,015 г.

Приготовление: смесь действующих веществ и наполнителей увлажняют окрашенным сахарным сиропом, содержащим малиновую эссенцию, влажную массу гранулируют через сито с отверстиями 3 мм. После этого гранулы высушивают при 40 °С в сушильном шкафу, затем снова гранулируют через то же сито и расфасовывают.

Гранулы рекомендуются при пневмонии, дизентерии, пиелитах, циститах.

Применяют внутрь, предварительно растворив содержимое банки (60 г гранул) в свежевскипяченной воде (30-40 C). Уровень воды доводят до метки 100 мл.

Хранят по списку Б в хорошо укупоренной таре, в защищенном от света месте. [10, 12]

^ 1.6 Современное состояние детских лекарственных форм и их стандартизация

С целью стандартизации лекарственных форм для детей проводят их органолептическую, физико-химическую, химическую, биологическую (при содержании сердечных гликозидов) и микробиологическую оценку.

На все входящие в состав лекарственных форм для детей лекарственные вещества и углеводы обязательно разрабатываются методы качественного и количественного определения, а на вспомогательные вещества, в основном, методы качественного анализа.

Упаковка для лекарственных форм для детей должна быть эстетически оформлена. В правом верхнем углу на упаковке ставят отличительный знак — стилизованный асимметрический 5-лепестковый цветок и надпись под ним «Для детей».

В настоящее время отечественная фармацевтическая промышленность отстает от зарубежных стран по выпуску детских лекарственных средств. Основная масса лекарственных форм для детей за рубежом выпускается в виде сиропов, эликсиров, микстур, свечей, капель, суспензий и реже в виде гранул и таблеток. Отечественная фармацевтическая промышленность отдает предпочтение лекарственным формам для детей в виде гранул и таблеток. За последние два десятилетия Государственным научным центром лекарственных средств создано около 50 новых лекарственных препаратов для применения в педиатрии.

Рекомендуются для разработки новых лекарственных препаратов аминазин, натрия оксибутират, фенобарбитал, метронидазол, трихомоноцид, лантозид в виде сиропов, драже, таблеток и др.

В форме суппозиториев рекомендованы бутадион, промедол, преднизолон; в форме капсул – фурагин; в виде суспензий – викалин, абомин и др. [10]

Таким образом, создание для детей специальных лекарственных форм, учитывающих все особенности детского организма и положения биофармации о множественности факторов, обусловливающий действие лекарственного вещества, является насущной проблемой фармации. [12]

^ 1.7 Правила дозирования лекарственных средств для детей

Как уже было сказано, лекарственные препараты для детей и лекарственные препараты для взрослых отличаются друг от друга формой выпуска и дозировкой.

Лекарственные формы, предназначенные для взрослых, нельзя делить «на глазок», нужную дозу для ребенка должен определить врач. Обычно она рассчитывается, пропорционально весу ребенка, но может меняться в зависимости от вида и тяжести заболевания. [14]

^ 1.8 Современные проблемы технологии лекарственных форм для детей

Для новорожденных детей самыми оптимальными лекарственными формами являются сиропы, гели, свечи, суспензии. Очень важно, чтобы лекарственное средство было легко дозируемо. Твердые лекарственные формы для новорожденных и детей грудного возраста применять не рекомендуется. Очень многие лекарственные средства не имеют специальной формы выпуска для детей. Это усложняет работу педиатров, усложняет правила, требующие точной дозировки. Например, ферментные лекарственные средства требуют очень точной дозировки. Если энзимы извлечь из дозировки, они тут же теряют свои свойства, начинают действовать в полости рта, а не в двенадцатиперстной кишке, как положено, таким образом, усугубляют ситуацию: расщепляют не то, что нужно, и не там, где нужно. [2]



Источник: litcey.ru
Просмотров: 349 | Добавил: notions | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz